переодизация | |||
социальная | археологическая | хронологическая | |
прообщина (первобытное стадо) материнская родовая община (матриархат) | Каменный век: | 100-35тыс.л. до н.э.– кон.3 тыс.лет до н.э. | |
палеолит | 100-9 тыс. лет назад | ||
нижний(ранний) | на тер.Беларуси не было | ||
средний(мустье) | 100-35 тыс. лет назад | ||
верхний(поздний) | 35-10 тыс. лет назад | ||
мезолит | 9-5 тыс.лет до н.э. | ||
неолит | 5-3 тыс.лет до н.э. | ||
отцовская родовая община (патриархат) соседская община | Бронзовый век | нач. 2го тысячелетия до н.э. – кон. VIIIв. до н.э. | |
Железный век
| VIIв. до н.э. – кон.Vв. н.э. | ||
дофеодальное общество | Раннее средневековье | кон.V – IXв. | |
установление феодальных отношений | Высокое средневековье | X – XIIIвв. | |
расцвет феодальных отношений в ВКЛ | Позднее средневековье | XIV – XVвв. | |
зарождение и развитие капитализма(c XIXв.) | Новая история | XVI – XXвв. | |
социализм, коммунизм демократия | Новейшая история | 1918 - современность |
1 | I | 11 | XI | 50 | L |
2 | II | 12 | XII | 60 | LX |
3 | III | 13 | XIII | 90 | XC |
4 | IV | 14 | XIV | 100 | C |
5 | V | 15 | XV | 110 | CX |
6 | VI | 16 | XVI | 500 | D |
7 | VII | 17 | XVII | 550 | DL |
8 | VIII | 18 | XVIII | 1000 | M |
9 | IX | 19 | XIX | ||
10 | X | 20 | XX |
Правила записи чисел римскими цифрами:
Для записи 4 перед V ставят I (отнимают) = IV
Для записи 9 перед X ставят I (отнимают) = IX
Для записи 6 после V ставят I (добавляют) = VI
Для записи 11 после Х ставят I (добавляют) = XI
Примеры записи чисел римскими цифрами:
VI = 5+1 = 6,
IV = 5 - 1 = 4 (вместо IIII),
XIX = 10 + 10 - 1 = 19 (вместо XVIIII),
XL = 50 - 10 =40 (вместо XXXX),
XXXIII = 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 33 и т.д.
Примеры проникновения неандертальцев
Найдены самые древние орудия труда, однако, ни стоянок, ни останков не найдено
Место нахождения | Археологические находки |
д. Осовец, Бешенковичкий р-н, Витебская обл. | две головы статуэток мужчин из дерева |
д. Елесеевичи, Брянская обл. | статуэтка женщины |
д. Осовец, Бешенковичкий р-н, Витебская обл. | статуэтка лося, амулеты-привески из кости, керамический осколок с изображением человека, статуэтки людей |
д.Юровичи, Калинковичский р-н, Гомельская обл. | кусочек посуды с рисунком человека, который танцует перед уткой |
д.Чаплин, Лоевский р-н, Гомельскаяобл. | находки фибул |
д.Адаменка, Быховский р-н, Могилевская обл. | находки лунниц |
д.Нача, Ворнавский р-н, Гродненская обл. | изображение свастики |
Украшения | Описание |
подвески | украшения для одежды, изготавливались из янтаря, пластинок бивня мамонта, зубов волка, медведя |
браслеты | изготавливались в виде большого кольца, которое носилось выше кисти руки |
фибулы (шпильки) | булавки для одежды |
лунницы | женские подвески, которые носили как бусы |
Правители Полоцкого княжества
Период княжения | князь |
960 – 980гг. | Рогволод |
980 – 988гг. | Владимир Святославич |
988 – 1001гг. | Изяслав (сын Рогнеды полоцкой и киевского князя Владимира) |
1003 – 1044гг. | Брячислав Изяславич |
1044 – 1101гг. | Всеслав Брячиславич (Чародей) |
XIIв. – начало феодальной раздробленности Полоцкого княжества |
!!! Вспомните с помощью видеоролика, как
образовалось ВКЛ.
Задание: §3, прочитать; выписать определения
понятий: привилей, уния; ответить на
вопр.3,4 на с.32 (письменно); составить хронологический словарь параграфа
(выписать основные даты)
Можно
просмотреть ролик к уроку
Задание: §4, прочитать; выписать определения
понятий: великий князь (господарь), господарская
рада, наместник; понятий "Русь",
"Литва", "земли прислухаючие"
С помощью учебника с.34-37 и одного из видеороликов, запишите в тетрадь обязанности князя и структуру государственного строя
ВКЛ.
§5, прочитать; ответить на вопрос 1-3, с.49 (устно)
25.04 Тема. Культурная и религиозная жизнь. Этническое развитие.
Из §5 выписать в тетрадь примеры:
1. архитектурных
памятников (название, стиль) с.45-47.
2.
памятников изобразительного и декаративно-прикладного искусства с.48
§ 13, читать; выписать определение и
признаки понятия: народность;
ответить на вопрос 4,6,7, с. 123 (устно)
29.04 Тема. Княжение Витовта.
Задание: §7, прочитать; составить хронологический словарь параграфа (выписать основные даты)
Можно просмотреть ролик к уроку
04.05 Тема. "Великая война" и Грюнвальдская битва.
Задание: §8, читать.
Проанализировать события "Великой войны" и ее итогов (письменно) по плану:
06.05 Тема. Гражданская война 1432-1439 гг. Войско и военное дело. Внешняя политика ВКЛ во второй половине XVв.
11.05 Тема. Развитие феодального общества
данники
|
тяглые
|
чиншевые
|
слуги
|
натуральная дань - дякло (зерно, мясо, мед,
птица)
|
барщина два дня в неделю со своим
скотом и орудиями труда
|
денежный оброк (чинш) с XVв.
|
дворовые, ремесленные повинности
|
Начало закрепощения крестьян
Дата
|
Документ
|
Сущность документа
|
1447г.
|
Привилей Казимира
|
Начало юридического оформления
крепостного права:
1.Запретил феодалам принимать беглых
крестьян
2.Подтвердил право феодала на владение землей
3.Право на суд над зависимыми
крестьянами
|
1468г.
|
Судебник Казимира
|
1.Устанавливал единые во всем княжестве виды наказаний
2.Крестьяне лишались права
свободного перехода
|
13.05 Тема. Развитие городов.
а) Ольгерде б) Витовте в) Гедимине
а) 1365 г. б) 1375 г. в) 1385 г.
а) Ягайло б) Витовтом в) Гедимином
Комментариев нет:
Отправить комментарий